Нестандартный подход в создании бюджета ДДС
После успешного внедрения оперативного и регламентированного учета в 1С: ERP Управление предприятием наш клиент задумался над освоением подсистемы Бюджетирование.
Основные задачи охватить все участки деятельности предприятия: Закупки, Продажи, Производство, Казначейство и т.д.
Для начала работы с подсистемой «Бюджетирование» было решено использовать логику и структуру действующих бюджетов, разработанных в excel. В связи со спецификой отрасли организации, а так же, с тем, что структура движения денежных средств в формате xls была более подробная, решено было начать с мастер-бюджета ДДС. Помимо прочего, целевое назначение бюджета ДДС – сравнение плановых данных с фактическими и определение структуры других бюджетов.
Необходимо было, так же, проанализировать качество полученной информации: получение фактических данных на основе регламентированного учета и на основе оперативного учета.
Далее, в подсистеме бюджетирования были созданы справочники модели и виды бюджета, бюджетные статьи, сценарии бюджетов, показатели бюджетов. Всего было реализовано три кейса.
Первый кейс: План-факт ДДС
Второй кейс: План-факт ДДС по подразделениям
Третий кейс: План-факт ДДС по инвестициям в разрезе проектов (под проекты была использована аналитика «направления деятельности»)
1. План-факт ДДС
Статьи бюджетов с получением фактических данных регламентированного учета
фрагмент
В каждой статье бюджета мы указали необходимую для данных целей аналитику «Статьи ДДС»
В Правилах получения фактических данных мы указали раздел источника данных «регламентированный учет». Тип данных «фактические данные» коэффициент 1. Указали с какого периода действует данное правило. При выборе источника данных табличная форма требует указания счета бухгалтерского учета и типа итога. К примеру, мы указали счета 51 «расчетные счета», 52 «валютный счет», 50 «касса». Тип итога оборот.
В Дополнительном отборе выбрали элемент движения ДДС и указали группу статей ДДС. Статьи бюджета содержат в области перехода «зависимые показатели», здесь мы указали значения для связи между статьей бюджета и показателем бюджета и определения, каким образом статья влияет на показатель: увеличивает или уменьшает его целевое значение и с каким коэффициентом.
При создании модели бюджета, мы использовали разрез «Бюджеты по организации».
В виде бюджета мы выбрали модель бюджетирования, способ планирования, период и границы фактических данных.
На вкладке «структура бюджета» располагается сама структура по ранее установленным правилам и принципам, где определяется колонки и строки.
В структуре бюджета содержит обязательные показатели, такие как «денежные средства на начало» и «денежные средства на конец». В показателях «денежные средства на начало» установили значения «начальный остаток»:
в показателях «денежные средства на конец» указали значения конечный остаток:
Данные по суммам «денежные средства на начало» берутся из данных регламентированного учета. Данные показания «денежные средства на конец» рассчитываются автоматически с учетом денежным средств начало, статей бюджетов по поступления денежных средств, статей по расходам денежных средств.
В связи с отсутствием предшествующих планов и статистических данных, необходимо было зафиксировать плановые данные, для этого был создан отдельный план бюджета с использования для ввода плана.
Структура данного вида бюджета идентична основному виду бюджета. Для того чтобы плановые данные бюджета транслировались в основной бюджет ДДС необходимо было создать экземпляр бюджета и заполнить данные вручную. Важно указать модель, для которого заполняется экземпляр бюджета и вид бюджета, позволяющий создать экземпляр бюджета.
На вкладке бюджет данные добавляются, заполняются вручную или загружаются из Excel.
Фрагмент:
В итоге собрали из экземпляров бюджета и фактических данных – отчет план-факт ДДС.
2. План-факт ДДС по подразделениям
Для реализации был создана другая модель бюджета «модель бюджета по подразделениям», которая помимо разреза бюджета по организациям, указан флажок «бюджеты по подразделениям»
В структуре бюджета колонке аналогичной предыдущему кейсу, а в строках добавлено измерение «подразделение». Одним и из условий данного кейса было получение фактических данных из оперативного учета.
Т.к. получение фактических данных указывается в статьях бюджета, созданы новые статьи. Фактические данные при этом были получены из раздела источника данных оперативного учета.
Табличная форма требовала указание источника данных хозяйственной операции, суммы и правила.
Важным является то, что перед указанием хозяйственных операций, нужно проанализировать все хозяйственные операции, в которых участвует та или иная статья движения денежных средств.
По сравнению с получением фактических данных регламентированного учета, проанализировать и заполнить весь список хозяйственных операций намного сложнее.
3. План-факт ДДС по инвестициям в разрезе проектов (под проекты была использована аналитика «направления деятельности»)
Отличием от первых двух структура бюджета содержит новое измерение «аналитика направления деятельности».
Данный кейс анализирует ДДС в разрезе подразделений и инвестиционных проектов.